Страницы жизни Ю.Н.Рериха

Из воспоминаний современников

(Продолжение, начало в № 81)

«Русская газета», (87) 3 сентября 1994 г.


Б.А.Смирнов-Русецкий, художник:

«Спокойствие, тишина и углублённость уединённой жизни семьи в Гималаях, постоянная творческая работа, изучение духовной жизни, философии и религий Индии — всё это отразилось в рассказах Ю. Н. Рериха. И в его жизни, в тиши его кабинета, с трёх сторон обрамлённого полками с книгами — древними и современными — как бы присутствовал «аромат» восточной мудрости, исходивший от глубокой сосредоточенности учёного, погружённого в постоянную творческую работу».

И.Р.Рудзите, художница:

«Поражали в нем энциклопедичность знаний, многосторонность взглядов, интерес ко всему. Каждая встреча была необыкновенно вместительной... У всех, кто с ним общался, в том числе и у меня, в его присутствии исчезали всяческие волнения, напряжённость, застенчивость. Человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как бы наравне с ним. Это поистине признак великого человека, вмещающего всех людей, независимо от их возраста, образования, уровня культуры, национальности и т.д. В общении с Юрием Николаевичем мы получали духовный заряд, вдохновение к обновлению и улучшению жизни.

Юрий Николаевич был исключительно великодушным человеком. Он никого не осуждал, а внимательно оценивал. Когда кто-то яро стал нападать на личность Наполеона, учёный остановил его, заметив, что Кутузов хорошо отзывался о Бонапарте и какому-то офицеру выразил упрёк: «Кто вам дал право его осуждать?»

Г.Ф.Лукин, врач:

«Будучи секретарём Музея Н. К. Рериха в Риге, я долгие годы переписывался как с самим художником, так и с его старшим сыном Юрием Николаевичем и с другими членами семьи Рерихов.

После возвращения Юрия Рериха на родину в 1957 году я имел счастье неоднократно встречаться с ним в Москве. Эти встречи дали мне возможность близко познакомиться с замечательным человеком и учёным, который по праву может считаться гордостью русской науки.

Однажды, во время одной из встреч с Юрием Николаевичем, у нас возник разговор о грядущей судьбе различных народов мира. В моей памяти ярко встают его высказывания.

«Упадок Запада — знак времени. Эта дегенерация накапливалась столетиями и теперь ясно проявляется. До решающих сдвигов появляются тени — признаки того, что некоторые страны теряют свое руководящее положение. Катастрофа Запада неизбежна».

«Если Китай продолжит свой путь развития, так сказать, на русских харчах, то он будет процветать, в противном случае гибель его неизбежна».

«Англия находится в стадии полного разложения. Английская молодёжь, в своей основе, ничем серьёзным не интересуется. Нет никакого основания ожидать возрождения Англии».

«Германия снова готовится к реваншу. Часть молодёжи всё-таки не желает воевать. Немцы никогда не умели разрешать свои проблемы помимо войны. Решающую роль в их политике всегда играли пруссаки, у которых жестокость граничит с сентиментальностью. Хотя уровень немецкой науки высок, в общем она аналитична, в ней нет синтеза. В Германии наблюдается общее огрубение».

«Венгерское восстание руководилось из-за границы. Если бы оно не было ликвидировано, третья мировая война стала бы неизбежной».

«В Соединённых Штатах Америки путь эволюции человека круто спускается вниз, в то время как у нас, в Советском Союзе, наблюдается резкий подъём. В основе этого, — крайний индивидуализм американца в противоположность общинному началу русского народа. В Америке сейчас самое страшное — это американский шовинизм. Там очень боятся русских. Америка погибнет в панике. У большинства американцев преобладает цивилизация, а не культура. Они пропагандируют, вернее говоря, рекламируют пустую, бессодержательную жизнь, в которой не последнюю роль играют разного рода наркотики и низменные инстинкты. Американцы повсюду сеют яд разложения, особенно при помощи своих отрицательных фильмов. Премьер-министр Индии Неру в свое время воспрепятствовал проникновению этих фильмов в свою страну».

Юрий Николаевич подчёркивал, что нигде в мире нет сейчас такой молодежи, как в Советском Союзе, которая так огненно, так самоотверженно стремилась бы идти новым путём. В русском народе очень сильна этическая основа. Несмотря на войны и прочие тяжёлые осложнения, основа эта не поколебалась.

В одной из бесед Юрий Николаевич говорил о дисциплине духа, о том, что особенно важно для эволюции отдельного человека и всего человеческого общества:

1. Надо забыть всё прошлое, не надо думать о причинённых тебе обидах. Лишь бы можно было сотрудничать. Так же народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо всё ему принести.

2. Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты сотворил ошибку, следует подумать, как надо было поступить, и в следующий раз так поступать.

3. Каждый день для развития мышления надо брать какой-нибудь вопрос, рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

4. Надо изучать психическую энергию, наблюдая за её проявлениями. Записывать.

5. Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно.

6.Надо построить свой внутренний устав, или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

7. Если случайно является новая мысль, новое настроение, переживание, надо записать, потом конкретно явится ответ. Особенно внимательным надо быть к повторным мыслям.

8. Самое главное — выдержка во всём. Многое хорошее начинаем, но не кончаем.

9. Требовать, приказывать другому не надо, но высказать так, чтобы другой понял. Найти такую формулировку, которую другой принял бы.

10. Убедить личным примером.

11. Важно подобрать слова, чтобы не увеличивать самость другого. А то вместо помощи можно ухудшить дело.

Юрий Николаевич неоднократно говорил, что люди, борющиеся за Новый Мир, учёные и вообще все общественные деятели должны научиться применять психическую энергию вполне сознательно. Именно сознательный подход, утверждал Юрий Николаевич, намного усиливает действие психической энергии. Ни один учёный мира не сможет оптимально проявить себя без сознательного применения психической энергии.

Будем чтить Юрия Николаевича Рериха не только как крупнейший авторитет в области востоковедения — индологии, монголоведения и тибетологии, но и как личность, указавшую нам на широчайшие возможности человеческого духа и интеллекта.

Рига, 09.11.1972.

(Взято из «Рериховского вестника», выпуск № 5)

 

вернуться